Почему мы доверяемся чужому мнению? Спрашиваем, а не ищем?
— Есть знакомый юрист? Чтобы качественно и недорого…
Читать, анализировать, выбирать — сложно. Легче спросить.
Правдиво о сарафанном радио и можно ли ему доверять.
Сарафанное радио: времена меняются, реклама остаётся
— Вчера судья вынесла решение по моему делу. Иск удовлетворили полностью, я победила! Юрист — настоящий профессионал, и взял немного.
— Слушай, я тоже собираюсь судиться с бывшим. Дай мне телефон твоего юриста.
Яркий пример работы сарафанного радио.
Сарафанное радио — маркетинговый термин, веерная система распространения информации, аналог социальных сетей
Клиент остался доволен услугой, рассказал об этом знакомому, тот другому и так далее. Возникла цепная реакция, из уст в уста.
Люди доверяют рекомендациям знакомых, юристы считают лучшим форматом рекламы своих услуг.
Такая реклама бесплатна, не нужно преодолевать барьер недоверия
«Бесценная» рекомендация бабы Зои
Баба Зоя наняла юриста и отсудила у соседа сверху компенсацию за залив своей квартиры.
Она осталась довольна юристом и порекомендовала его своей знакомой.
Охарактеризовала как «хороший юрист», дала номер телефона
Знакомой нужен был юрист для участия в суде по спору о разделе наследственного имущества, в число которого входили акции одной из компаний.
Юрист проиграл дело — не хватило знаний и опыта в наследственном и корпоративном праве — и моментально превратился в «непрофессионала своего дела».
А ведь баба Зоя рекомендовала его как «хорошего» юриста
«Хороший» и «плохой»
В истории с бабой Зоей её знакомая доверилась субъективной оценке результата, а не юриста.
Юрист выиграл дело. Это хорошо для бабы Зои. Поэтому она считает юриста хорошим.
«Хороший» и «плохой» — не критерии оценки специалиста. Это эмоции из разряда «нравится — не нравится»
Профессиональный уровень оценивают другими категориями: «компетентный» или «некомпетентный», «профессионал» или «любитель».
Чтобы оценивать по таким критериям, самому нужно быть специалистом
Как становятся «хорошими юристами»
Выиграл одно несложно дело, второе, третье. Сарафанное радио заработало, молва пошла, о тебе говорят. Вот ты и «хороший юрист».
Другой же занимается сложными делами, берёт несколько дел в год. Иногда проигрывает, но чаще побеждает.
Кто из них боец в суде? Кто полноценный юрист, способный к любым поворотам в судебном споре?
Есть беспроигрышные дела. Например, расторгнуть брак и взыскать алименты. На памяти нет ни одного случая, чтобы судья отказал в этом.
Здесь всегда будешь «хорошим юристом», эдаким «специалистом в области расторжения брака и взыскания алиментов»
Сделать себе имя на таких делах не сложно, даже неюристу.
Настоящий же юрист знает горечь поражения, не избалован удачей. Без такой горечи невозможно испытать себя, получить опыт, чтобы эффективно помогать людям.
А казачок-то засланный…
«Засланный у тебя казачок… лазутчик» — фраза из известного советского фильма, устойчивое выражение, крепко вошедшее в нашу речь.
Означает «шпион, двойной агент, чужой среди своих».
Засылают «казачка» не только для разведки, но и для рекламы
Основная задача «рекламного казачка» — заслужив доверие, распространить нужную информацию о заказчике или его конкуренте.
Служат такие «казачки» не безвозмездно: за гонорар, за процент от заказа, за скидку или бонусы.
«Приведи друга и получи…» — работает надёжно, как автомат Калашникова
Предположим, бабе Зое пообещали скидку на услуги в апелляции, если она разрекламирует юриста среди знакомых.
В этом случае её рекомендация уже не желание помочь, а работа рекламного агента с целью заработать.
Как один юрист клиентов искал
Вспоминается откровение одного юриста на юридическом форуме в Интернете, где обсуждался вопрос привлечения клиентов.
Находчивый юрист для выполнения особого поручения за небольшую плату нанял человека, закончившего актёрские курсы.
В коридоре судебного участка в ожидании своей участи собиралась толпа потенциальных «лишенцев».
«Лишенец» — водитель, лишённый права управления автомобилем за нарушение правил дорожного движения
Так получилось, что судья назначал заседания с небольшим интервалом. Потенциальные клиенты оказались в одном месте и в одно время.
Засланный казачок легко влился в эту массу под видом «я такой же», активно подключился к дискуссии о несправедливости правоохранительной системы.
Затеяв разговор с одним из ожидающих, он убедительно рассказывал, как один «классный юрист» помог ему избежать лишения прав. Сейчас же он пришёл только за постановлением судьи.
Заслышав историю с положительным финалом, от желающих получить заветный телефончик юриста не было отбоя
Находчивый малый, не правда ли. Водителям нужна юридическая помощь, юристу — заработать деньги. Клиент и исполнитель нашли друг друга.
Всё бы хорошо, только по таким делам почти стопроцентное лишение прав
Так можно ли доверять сарафанному радио
Довериться чужому мнению или составить своё? Каждый решает сам.
Остаться радиослушателем или исследовать самому? Это ваш выбор.
Нет времени, не хватает сил или нет желание выбирать, хотя бы обратите внимание на следующее.
- Кто рекомендует, можно ли довериться выбору этого человека
- С какой настойчивостью это делают, возможен ли у рекомендателя какой-то интерес
- Совпадает ли (полностью или частично) ваша проблема с той, которую решил рекомендуемый юрист
- Готовы ли вы слепо довериться рекомендации, сопоставима ли такая слепота с ценой вопроса
Но всё же, в выборе юриста лучше доверять только себе
Ищем юриста: долго, нудно, скрупулёзно
Юридические услуги — не быстрые продажи. Клиенту нужно время, чтобы выбрать того, кому доверить.
Несмотря на избыток предложений, выбор среди опытных и думающих юристов не такой широкий.
Обещают все, делают не многие
Выбирая мобильный телефон или ноутбук, даже душевую кабину, мы не принимает быстрых решений: просматриваем предложения, изучаем характеристики, сравниваем модели, читаем отзывы.
Почему же выбирая юриста, кликаем на первый попавшийся сайт с красивыми картинками, звоним или пишем и верим многообещающим словам?
Чем больше обещают, тем меньше делают
В выборе юриста нельзя быть легкомысленным. На поиски профессионала нужно время. Слишком высока цена того, что доверяете.
Поэтому читаем, анализируем, выбираем: долго, нудно, скрупулёзно
Что ещё прочитать о том, как выбрать юриста
Это первая статья из серии публикаций на тему «Как выбрать юриста».
Тема обширная, «всё в одной статье» не позволит её раскрыть, создаст кашу в голове.
Поэтому разбил на несколько частей по ключевым моментам.
Как выбрать юриста. Часть 2. Умение писать как показатель экспертности