Юридический сленг или что скрывается за маской профессионализма

Юридический сленг в сочетании с юридическим жаргоном — безотказный инструмент в общении юриста с клиентом. Клиент не понимает, скрывает это и задает меньше вопросов.

Не молчите, не стесняйтесь задавать вопросы, не бойтесь глупо выглядеть. Вам важно знать и понимать.

Ай доунт андестенд ю или моя твоя не понимать

«Вчера закинул летучку. После получения решения подадим полную, — говорит юрист своему клиенту. — Если вынесут отказняк по апелляшке, будем готовить кассачку».

Клиент в ступоре, но всем видом показывает, что ему все ясно. Чтобы скрыть непонимание, делает внимательный взгляд и кивает головой.

На деле же за такой словесной эквилибристикой скрывается следующее:

«Судья еще не написал решение. Мы не знаем, почему нам отказали в иске. Я подал жалобу, в которой прошу отменить решение, но не объясняю почему. Как только судья изготовит решение, и мы с ним ознакомимся, напишу жалобу с указанием причин, по которым мы его оспариваем. Если же вторая инстанция нас не поддержит, пойдем в третью.»

Немного длиннее, но понятнее: первый раунд проиграли, не сдаемся, идем до конца.

В момент общения клиент допускает ошибку: он не понимает юриста, но молчит об этом, не просит разъяснений.

«С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре … »

Мы боимся показать свои слабости или незнания. Иногда даже извиняемся за непонимание, когда просим разъяснить, что собеседник имел в виду.

Юрист опасается прямым тестом говорить о том, что проиграл дело. Чтобы скрыть это, он надевает маску профессионала и использует сленг, переходит на непонятный клиенту язык общения.

Клиент же соглашается с такими правилами диалога и скрывает свое непонимание. Страх выглядеть глупо отбивает у клиента желание прояснить ситуацию, попросить перевести умные фразы на понятный ему язык.

Не молчите, когда не понимаете. Если ситуация не исправится в вышестоящих судах, не юрист, а вы останетесь с нерешенной проблемой.

Зачем юрист это делает

Продолжая разговор с собой и не замечая клиента, юрист выдает следующую тираду:

— Если апелляция отменит решение, сделку признают недействительной и суд применит двухстороннюю реституцию.

Клиент еще не оправился от предыдущего монолога, а юрист уже загружает ему в мозг следующую порцию юридической лексики.

Почему бы не сказать:

— Если вышестоящий суд не согласится с судей Ивановым, его решение отменят. Нам это и нужно. Тогда сделку аннулируют, как буд-то ее не было. Продавец вернет покупателю деньги, а покупатель продавцу — квартиру.

Так ведь понятнее клиенту, меньше вопросов.

Отвлечь клиента от проблемы, реабилитироваться и подняться в его глазах — вот чем руководствуется юрист. У клиента создается ложная заниженная самооценка: я ничего не понимаю и только отвлекаю юриста глупыми вопросами.

Шли бы вы в другое место

Дело в суде проиграно — проблема. Демонстрация клиенту знаний профессионального сленга не решает этой проблемы.

Решением будет убедительная аргументация в апелляционной жалобе. Ответы на вопросы: в чем судья Иванов не прав и почему нужно отменить его решение.

Пусть юрист покажет профессионализм среди равных, а не бравирует знаниями перед клиентом.

Без сленга нельзя, но в каком объеме

Попробуйте доказать теорему Пуанкаре – Перельмана без использования математических терминов.

Юриспруденция — это наука. В науке нельзя обойтись без специальной терминологии.

В разговоре с непосвященным человеком лучше свести к минимуму использование такой лексики.

Когда юрист говорит, что подаст апелляционную жалобу, клиенту понятно. Он слышит слово «жалоба», значит будем жаловаться. «Апелляционная» отходит на второй план, просто иностранное слово, разновидность жалобы.

Если же из сказанного клиенту знакомы только союзы и местоимения, а подлежащее и сказуемое остаются за рамками понимания — это перебор.

Юристу не следует забывать, что он разговаривает не с коллегой по цеху. Клиент не владеет языком терминов.

Как вести себя в облаке сленга

Чтобы не попасть в такую неловкую ситуацию, воспользуйтесь тремя «НЕ».

  1. НЕ молчите, когда не понимаете
  2. НЕ стесняйтесь задавать вопросы
  3. НЕ бойтесь выглядеть глупо

Ваша цель — понять то, что говорит юрист. Это важно. Что о вас подумают — не волнует.

Со временем юрист поймет, что с вами лучше разговаривать на понятном языке.